Техника безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля
Техника безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля
Помещение, в котором выполняются обслуживание автомобиля или ремонтные работы, должно хорошо проветриваться, двери – легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к дверям всегда держите свободным.
В помещении обязательно должны находиться переносной огнетушитель и аптечка первой медицинской помощи.
Желательно, чтобы в помещении были установлены самосрабатывающие огнетушители.
Топливосмазочные и легковоспламеняющиеся вещества храните в небьющейся таре на полу или на полках с отбортовками.
Во избежание возгорания промасленную ветошь храните в металлическом ящике.
Если бензин или растворитель разлился, не включайте и не выключайте свет во избежание воспламенения образовавшихся паров от искры между контактами выключателя. Немедленно проветрите помещение. Разлитое масло засыпьте песком. Для освещения помещения по возможности используйте атмосфероизолированные (герметичные) светильники, люминесцентные лампы. Желательно также иметь сеть низкого напряжения (до 36 В) для работ на улице, на неизолированном полу, в смотровой канаве и т.п.
Избегайте курить в гараже, в противном случае бросайте окурки только в специально предназначенную для этого емкость с водой.
В гараже, оборудованном смотровой канавой, следует принимать дополнительные меры предосторожности. Если смотровая канава в данный момент не используется, она должна быть закрыта.
Будьте осторожны при пуске двигателя в гараже, если кроме вас в нем еще находятся люди. Убедитесь в том, что рычаг переключения передач переведен в нейтральное положение, автомобиль зафиксирован стояночным тормозом, а в момент проворачивания коленчатого вала двигателя стартером спереди или сзади автомобиля нет людей.
При проведении работ под автомобилем наденьте головной убор и защитные очки, предохраняющие от попадания пыли и песка. Используйте защитные очки также при работе с электрической дрелью, отрезной машинкой и точилом.
При ремонте цепей электрооборудования или, если существует вероятность их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов), отсоединяйте клемму «минусового» провода от вывода аккумуляторной батареи.
Топливо в системе впрыска находится под давлением. Поэтому отворачивать штуцеры топливопроводов (например, при замене топливного фильтра) следует осторожно, постепенно стравливая топливо в подставленную емкость.
После замены передних тормозных колодок перед началом движения несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы выбрать зазор между колодками и тормозным диском. В противном случае в экстренной ситуации вы не сможете затормозить автомобиль однократным нажатием на педаль.
Не проводите работы, связанные с искрообразованием, вблизи заряжающейся аккумуляторной батареи.
При эксплуатации и, особенно, при зарядке аккумуляторной батареи выделяется взрывоопасный гремучий газ. Поэтому нельзя заряжать аккумуляторную батарею вблизи открытых источников огня и выполнять работы, которые могут вызвать образование искр.
По окончании зарядки в первую очередь следует отключить от сети зарядное устройство. Только после этого можно отсоединить провода зарядного устройства от выводов аккумуляторной батареи. Во избежание появления сильной искры при снятии клемм проводов с выводов аккумуляторной батареи на автомобиле предварительно следует выключить мощные потребители электроэнергии (фары, вентилятор отопителя и т.д.). Но стоит помнить, что и после принятия этих мер возникновение искры между клеммой провода и выводом батареи все-таки возможно, так как контроллер системы управления двигателем постоянно находится под напряжением. Однако энергии такой искры недостаточно для воспламенения газа, выделяемого аккумуляторной батареей.
В связи с возможностью поражения электрическим током не отсоединяйте высоковольтные провода системы зажигания при включенном зажигании.
Работающие механизмы и их приводы – источники повышенной опасности. Не допускайте приближения рук и частей одежды к вращающимся деталям. Работы с электровентилятором системы охлаждения двигателя выполняйте только при обесточенной цепи его питания. При работах вблизи радиатора системы охлаждения соблюдайте осторожность: его пластины очень острые. Во избежание порезов выполняйте работы в кожаных перчатках, либо прикройте радиатор куском картона или фанеры.
Не используйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимися» зевами или смятыми губками (накидные ключи и инструментальные головки предпочтительнее рожковых ключей), отвертки со скругленным или скрученным лезвиями, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо насаженными бойками и т.п. Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные). Тянуть ключ на себя правильнее, чем нажимать на него – меньше риск получить травму.
Не работайте под автомобилем, если он вывешен только на домкрате – для страховки обязательно используйте опорную стойку.
При подъеме автомобиля домкратом во избежание скатывания автомобиль желательно установить на ровной площадке, зафиксировать его стояночным тормозом, а под колеса подложить упоры. При подъеме автомобиля для установки домкрата используйте указанные заводом-изготовителем места (см. Замена колеса). Перед вывешиванием автомобиля убедитесь, что пороги в местах установки домкрата не имеют значительных механических повреждений и не поражены сквозной коррозией. Пользуйтесь только исправным штатным домкратом.
При работе в двигателе выделяется ядовитый оксид углерода (угарный газ), не имеющий цвета и запаха. Отравиться им можно даже в гараже с открытыми воротами, поэтому перед пуском двигателя обеспечьте вытяжку отработавших газов из гаража.
Если гараж не имеет системы принудительной вентиляции, пускать двигатель следует только на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга, выведенный за пределы гаража. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны!
Бензин, охлаждающая и тормозная жидкости при попадании внутрь организма могут привести к отравлению. Если это случилось, нужно немедленно обратиться к врачу. При попадании этих жидкостей на кожу необходимо смыть их большим количеством воды.
При работе в моторном отсеке и снизу автомобиля можно получить термические ожоги от неостывших радиатора, термостата, головки блока цилиндров, выпускного коллектора, элементов системы выпуска отработавших газов и, особенно, каталитического нейтрализатора. По этой же причине не открывайте пробку радиатора на горячем двигателе – возможен выброс охлаждающей жидкости или ее паров.
Отработанные моторное и трансмиссионное масла содержат канцерогенные соединения. Замасленные руки вытрите ветошью, затем протрите специальным средством для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом. Нельзя мыть промасленные руки горячей водой: вредные вещества легко проникают через кожу! Облитые бензином руки вытрите чистой ветошью и вымойте с мылом.
Будьте осторожны при обслуживании аккумуляторной батареи. Избегайте попадания электролита в глаза и на открытые участки кожи. Попавший на кожу электролит вызывает жжение, покраснение. Смойте его большим количеством холодной воды (не смывайте мылом!). Руки промойте раствором питьевой соды или нашатырного спирта. При попадании электролита в глаза промойте их и обязательно обратитесь к врачу. Cерная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна – берегите одежду!
Берегите окружающую среду. Бензин, масла, резинотехнические изделия, пластмассы, тормозная жидкость, свинцовые пластины аккумуляторов медленно перерабатываются в условиях природной среды и требуют принудительной утилизации.