На автомобили устанавливают аккумуляторные батареи двух видов: обслуживаемые и малообслуживаемые. В малообслуживаемых батареях отсутствуют отверстия для долива дистиллированной воды, поэтому в них невозможно пополнить уровень и проверить плотность электролита.
Необходимо регулярно проверять крепление батареи и клемм проводов на ее выводах. Если крепление батареи ослаблено, при движении автомобиля она подвергается вибрациям, которые приводят к осыпанию активной массы пластин и даже трещинам в корпусе батареи. Незатянутые клеммы проводов и, как следствие, плохой контакт между ними и выводами батареи могут привести к отказам в работе электрооборудования и неполной зарядке батареи.
Следует регулярно очищать поверхность батареи от загрязнений и прочищать вентиляционные отверстия пробок (на обслуживаемой батарее).
Уровень электролита в обслуживаемой батарее обычной конструкции необходимо проверять через каждые 1,5-2 месяца, так как при эксплуатации он постепенно снижается вследствие испарения воды. В батарее с полупрозрачным корпусом уровень электролита должен находиться между отметками минимума и максимума. В батарее с непрозрачным корпусом уровень должен быть выше верхних краев пластин на 15–20 мм.
Добавление электролита или кислоты увеличивает плотность электролита и вызывает оплывание активной массы электродов, что приводит к выходу батареи из строя.
Электролит можно доливать только в случае полной уверенности в том, что его уровень снизился вследствие выплескивания из батареи. Если уровень электролита по какой-то причине выше максимума, избыточное количество электролита отбирают грушей с эбонитовым наконечником или ареометром.
Степень заряженности аккумуляторной батареи определяется по таблице в зависимости от плотности электролита.
При определении степени заряженности аккумуляторной батареи необходимо учитывать климатическую зону эксплуатации автомобиля и время года, в которое он эксплуатируется. Значения плотности электролита указаны для случая, когда температура электролита составляет 25 °С. Если температура электролита при проверке плотности иная (например, проверка проводится зимой на не снятой с автомобиля батарее), полученное значение плотности требует корректировки. Для этого воспользуйтесь приведенной ниже таблицей.
Из таблицы следует, что при температуре электролита выше 30 °С поправка должна прибавляться к полученной в результате измерения величине плотности, а при температуре ниже 20 °С – вычитаться.
Если температура электролита находится в диапазоне от 20 °С до 30 °С, температурная поправка не вводится.
Если зимой степень разряженности аккумуляторной батареи превышает 25%, а летом – 50%, батарею необходимо подзарядить специальным зарядным устройством.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
Для проверки уровня электролита в батарее с непрозрачным корпусом отверткой с шириной лезвия не менее 10 мм выворачиваем пробки.
При отсутствии такой отвертки пробку можно вывернуть монетой.
При понижении уровня электролита доливаем в отверстия только (!) дистиллированную воду.
Плотность электролита измеряем ареометром.
При зарядке выворачиваем пробки аккумуляторной батареи.
Зажим положительного провода зарядного устройства подсоединяем к положительному выводу батареи, зажим отрицательного провода – к отрицательному выводу.